Е. И. Рерих Агни Йога. Живая этика

1927*. Община (Урга)

Листы бесед Высокого Общинника Востока

Община [введение]

 

Мы относимся бережно к вашим стремлениям и ждем к себе ту же чуткость.

Мы защищаем вас на всех путях и можем ждать ту же заботу.

Там, где может быть хотя бы задаток сотрудничества, там неуместно отвергание. Пьяные легко лезут в драку , но трезвый разум четко различает друзей.

В Наших обычаях положено исчерпать все доводы, прежде чем отсечь.

Не вижу препятствий кооперации, но можем составить десять новых группировок. Ведь сознание Мировой Общины должно расти. Упрямство невежества не будет препятствием.

Ваши книги стоят в Наших хранилищах. Так ли обстоит дело с Нашими книгами у вас? Мы можем ответить о ваших книгах. Читали ли вы Наши?

Знание Мы полагаем в основу Общины, не ограничивая его. Опыт и доброжелательство Полагаем в основу Общины. Мы являем лучшие условия для преуспеяния друзей. Узнаем ваши намерения к Нам.

Община [предисловие]

 

Рассеиваем суеверие, невежество и страх. Куем мужество, волю и знание.

Всякое стремление к просвещению приветствовано. Каждый предрассудок невежества обличен.

Трудящийся, горят ли в твоём сознании основы сотрудничества и общины?

Если это пламя уже просветило мозг твой, усвой признаки Учения Наших гор.

Если мышление твоё ещё не очищено истинным молотом и серпом, найди книгу «Озарение» и книгу «Зов».

Трудящийся, не устань перед головоломкой некоторых выражений. Каждая строка — высшая мера простоты.

Привет трудящимся и искателям!

Привет Общины Востока!

 

Община [первая беседа]

Могут спросить: «Какие признаки Учителя ценить?»

Вы уже знаете о качестве действию и можете уже приметить новые подходы к действию. Надо предпочесть того Учителя, который идет новыми путями. В этом люди Северной Страны имеют отличный пример ― их Учитель Ленин знал ценность новых путей. Каждое слово его проповеди, каждый поступок его несли на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создало зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд! Нужно принять за основание зов новизны.

Историк не давал новых учений, нужна оторванность от старых путей. Можно знать старый прах, но цепь ржавщины окисляет сознание. Может быть, не случайно Индия не писала истории своей и не дрожала за сохранение камней старины. Можно походить на деда и не понимать направление будущего. Куда девать чучел древности?

Пусть старательный охранитель сердится на Нашу Общину, Мы легче оставим его без заработка, нежели решим идти вспять. Бывает время, когда можно идти лишь вперед. Сохраним зов воли в беге непрестанном и над бездной не промедлим.

Нужно сказать строителям жизни, чтобы нашли новые слова, скованные новою необходимостью. Сознание новизны каждого часа даст импульс.

Укажите друзьям, какое счастье быть вечно новыми. И каждый электрон Нового Мира даст новую мощь. Поймите мощь нового зова. Вы можете применить её в жизни каждого дня.

Вы достаточно знаете, что Говорю для применения.

Община I. VII. 1

1. Чувство отсутствия специальности — Наше чувство, ибо Мы живем для всего комплекса жизни. Каждый специалист, приближающийся к Нам, неминуемо теряет одноцветные очки. Потому старайтесь, чтобы уже теперь специальность была одним из блюд вашей трапезы. Как птицы над землею, как пчелы над всеми цветами, мы можем впитывать цельность Мироздания.

Без специальности легче готовиться к очередной задаче эволюции — к сношению с дальними мирами и к претворе-нию мира темных пережитков. Вмещение понятия общины составит Врата к следующим достижениям, и сроки их зависят от самих людей. Потому Принимаем всякие поиски общины.

Из буйной заросли Берусь сделать рощу, но камень, полированный униженными лбами, не родит зерна.

Могут пробудить лучшие возможности те, кто могут ощущать духовным сознанием. Но для сохранения сознания нужно при жизни ощутить его. Тогда состояние современного мира пережитков почти сотрется. В этом особое преступление церкви, которая является рассадником темных традиций. Не «упокой с отцами», но «научи в пространстве Света».

Всем сознанием помните задачи эволюции. Когда стремление к спокою исчезнет, тогда приблизятся Врата.

Община I.VII. 2

2. Среди механических достижений современной цивилизации особое внимание заслуживают способы передвижений. Это пожирание пространства есть уже некоторая победа над сферами надземными. Конечно, круг низкой материальности погружает эти завоевания в пределы низкой материи и приносит больше вреда, нежели пользы. Главная опасность этого ускорения передвижения заключается в повышенном ощущении безответственности. Выходя за пределы обычного, человек становится легким, но по грубости чувств теряет сознание ответственности.

Кто может летать со скоростью двухсот миль в час или взлетать выше других, приобретает психологию кулачного чемпиона, и сознание духовной ответственности покидает его.

Облагородить завоевание можно, лишив [его] всякой спортивности и направив на труд. Мчись на спасение несчастных, лети на соединение человечества! Тогда эти завоевания войдут в эволюцию, ибо люди должны ввести в обиход стремления надземные, не забывая об ответственности. Пока эти завоевания остаются в стадии уродливых центавров.

Когда люди поймут, куда и зачем они должны лететь, тогда можно будет удесятерить летающие аппараты. Можно подсказать множество полезных опытов в слоях пространства. Атомистическая энергия, конденсация праны, цветные лучи в пространстве, урожай в связи с повторными взрывами и многое другое, сужденное человечеству.

 

Община I. VII. 3

 

3. Много раз слышали вы о следовании Нашим Указаниям и могли убедиться, что точное исполнение Указа практично и полезно. Это первая ступень. После неё должно начаться самодействие. Зная основание Нашего Учения, надо оказаться учениками, творящими в полной соизмеримости и непреложности. Когда Учитель скажет: «Теперь сами покажите следствия Моих Указов», ― это не значит достать ветхие одежды, перессориться, надуться и ущемить друг друга. Это можно оставить погонщикам мулов. Вам же следует помнить о Нашей Общине и подражать в согласном труде. Когда придет время изменить курс корабля, придет и Указ. Но о заплатке на подошве не ждите Указа. Иначе скоро начнем поздравлять друг друга с днем Ангела.

Надо навсегда усвоить важность и достоинство настоящей работы и сдать в архив детские привычки.

Можно, не изменяя принципы, найти сотни достойных решений. Хочу видеть вас на следующей ступени.

 

Община I. VII. 4

 

4. Некоторые мечтают припасть к ногам Учителей, но идти с Ними на бой не дерзают. Но теперь, именно, бой, и Можем звать лишь на бой. Полные изучения истин блага, за личною ответственностью, Мы утверждаем бой, но законный.

Община I. VII. 5

 

5. Надо стремиться к наиболее абсолютному. Наиболее абсолютное тяготение будет к дальним мирам. Красота земная теряется в сиянии лучей надзвездных. Наука земная, с трудом помнящая вчерашний день и не знающая завтра, ничтожна в течении нарождающихся светил.

Как можно приблизиться к сказанному Абсолюту? Техникой нельзя, наукой земной нельзя, искусством изобразительным нельзя. Можно лишь расширением сознания, когда земное существо поглощается эманацией дальних сфер. Потому приблизившиеся к Нам или, вернее, к границам орбиты Земли теряют специальность. Лишь в сознании всеобъемлемости можно блеск светил перенести. Но чтоб вместить это сверкание, надо возжечь свои внутренние огни.

Стихия огня наиболее поражающая, наиболее трансцендентальная, и если хотите классифицировать Нашу Общину по стихиям, то отнесите к великому Огню, который всё дает, всё очищает и ничего не требует.

Община I. VIII. 1

1. Можно Нас достичь лишь в согласии. Нам не нужно богопочитания, но известное качество духа ― так же как лампа согласованного напряжения. Мигающая лампа невыносима при длительных занятиях. Законы во всём одинаковы, но по закону справедливости мигающая лампа вредит себе. Могу советовать Моим лампам не мигать. Динамо-машина от качества ламп не портится, но несогласованность вольтов ламп часто кончается жалобным — дзинь! И основной металл должен быть поставлен заново. Законы во всём одинаковы.

Нет бездушной справедливости, но лишь сияющая целесообразность. Именно, прекрасная целесообразность не тиранствовать может, но открывать прекрасные Врата. И зов целесообразности наполняет победным чувством пространство. Не малые ветхие осколки, но драгоценные части Космоса являют собою события и творения, понявшие целесообразность.

Но лишь осознание космической личности может озарить ступени эволюции. Иначе в земном понимании эволюция останется лишь выгодным помещением капитала. Но знаете уже, что капитал, лишенный целесообразности, лишь жернов на шее. И как явление заразы производит язвы духовные и телесные, так и появление сумасшествия корыстолюбия приносит вред духу и телу.

На Земле заботимся и о теле, потому надо проникать в происхождение болезней. Врач мог бы сказать больному: «Припадок корыстолюбия у вас», или «анемия самомнительности», или «камни предательства», или «чесотка сплетен», или «удар ненависти».

На кладбищах так любим поминать достоинства лежащего, не мешало бы поставить истинную причину болезней — зрелище стало бы поучительным.

Друзья! Повторяю — держите мысли чистыми, это лучшая дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство.

Община I. IX. 1

 

1. Что есть пророчество? Предуказание определенного сочетания частиц материи. Потому пророчества могут быть [не только] выполнены, но и испорчены непригодным отношением, совершенно как при химической реакции. Именно это не могут понять люди, хотя вместили значение барометра.

Можно пророчества разделить нa срочные и бессрочные. Когда мы имеем дело со срочным пророчеством, значит надо понимать все условия междусрочные. Большой срок состоит из малых сроков, потому правильно соблюсти малый срок.

Нужно помнить, что темные работают над малыми сроками, пытаясь осложнить большой.

Община I. IX. 2

 

2. Могут ли пророчества остаться невыполненными? Конечно, могут. У Нас целое хранилище упущенных пророчеств. Истинное пророчество предусматривает лучшую комбинацию возможностей, но их можно упустить.

Тема об исполнении пророчеств очень глубокая, в ней соединены кооперация и высшее знание духа. Немудрый скажет: «Какая кухня!» Но кухня легко обращается в лабораторию.

Пророчества издавна идут из Нашей Общины как благие знаки человечеству. Пути пророчеств разнообразны; или внушаемые отдельным лицам, или неизвестно кем оставленные надписи. Пророчества лучше всего оповещают человечество. Конечно, символы часто затемнены, но внутренний смысл создает вибрацию. Конечно, пророчество требует настороженности и устремления.

Община I. X. 1

 

1. Если материя всюду, то даже свет оставляет свою протоплазму. На все световые явления нельзя смотреть, как на случайности. Некоторые глаза улавливают сеть света. По благородству энергии света все эти образования очень красивы. Диссонанс звука гораздо чаще. Протоплазма света не есть что-то отвлеченное ― её осадки украшают царство растительное. Ритм волн и песков и кора планеты значительно нормируются узлами света. Учите любить образования света. Не столько образы, запечатленные на холсте, сколько подсмотренные вибрации света имеют значение. Качество взгляда совершенно не оценено — оно подобно лучу для фотографической фильмы. Надо вспомнить, что духовным взглядом мы устанавливаем облик стихийных духов. Так же точно физический взгляд задерживает в пространстве сеть света. Значение этой кооперации нужно знать. Каждое движение человека связано с сущностью стихий.

Еще Укажу, насколько важна была игра пифагорейцев при восходе солнца. Свет для звука является лучшим очистительным фильтром. Только одичание человечества может запереть звук в пыль темноты.

Община I. X. 2

 

Яркость Учения Будды заключается в силе Его простых выражений. Никогда Он не применял стихов. Именно, подобно льву, рыкал о чистоте жизни. Он говорил браминам: «К чему привела ваша отделенность? За хлебом вы идете на общий базар и цените монеты из кошеля шудры. Ваша отделенность просто называется грабежом. И священные вещи ваши просто орудия обмана. Имущество богатого брамина не есть ли поношение божественного Закона? Вы считаете юг светом и север тьмою. Будет время, когда Приду от полуночи, и ваш свет померкнет. Даже птицы летят на север, чтоб там принести миру птенцов. Даже серые гуси знают ценность имущества на земле, но брамин пытается набить золотом пояс свой и набрать сокровища под порогом дома. Брамин, ты ведешь жалкую жизнь, и конец твой будет жалким. Если уйду на север, то оттуда и вернусь».

Также ищите предсказание это в днях будущих.

Община I. XI. 1

 

1. Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к Истине. Учение отказа предполагает снисхождение к низшим. При расширенном сознании не явление замирания, но хождение без запретов. Украшенные жизни позволяют свободно, щедро уходить, чтобы приходить победителями. Не может смущаться идущий сознанием красоты. Только смущение может преградить путь.

Неверно сказать ― красота спасет мир, правильнее сказать ― сознание красоты спасет мир.

Через препятствия безобразия можно идти к маяку красоты, разбрасывая семена без числа. Когда можно делать сад красоты, тогда нечего бояться. Устали нет, когда сад духа пустит новых пришельцев!

Община I. XI. 2

 

2. Учение Нового Мира покроет все неудобства. Истинно, только щит общины может осмыслить пребывание на Земле. Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами! Эта кооперация, начатая сознательно, вовлечет в орбиту сношения новые миры, и этот небесный кооператив будет расширять бесконечно свои возможности.

Учение может сказать чутким — пробуждаясь, помните о дальних мирах; отходя ко сну, помните о дальних мирах.

Вы понимаете, что без общины Земля жить не может. Вы понимаете, что без расширения небесных путей существование становится ничтожным. Новый Мир нуждается в новых границах. У ищущих должна быть дорога. Разве она узка по всему небосклону? Счастье в том, что искатели не должны приникать ухом к земле, но могут обратить взгляд на духовную высь. Лучу легче искать поднятые головы. И каждое движение мира обусловлено общиною.

Община I. XI. 3

 

3. Можно поздравить с расширением сознания. Никакая лаборатория не может дать это ощущение ― продолжение безграничных возможностей. Можно лишь лично, сознательно и свободно вмещать из пространства непрерывные ступени. Учение может открыть дверь, но войти можно лишь самому. Не награда, не справедливость, но закон неоспоримости несет воплощенный дух по восходящей спирали, если он осознал необходимость движения. Учитель ничем не может подвинуть это сознание, ибо каждое внушение нарушало бы личное достижение.

Одно — отвлеченно рассуждать о дальних мирах, другое — осознать себя участником их. Только лишь тот, кто не закрыл себе путь к красоте, может понять, как явление дальних миров близко ему.

Ухом можно уловить отрывки Дыхания, но знание духа предоставит человеку место среди безграничности.

Всему поможет община, но общине поможет расширение сознания.

Община I. XI. 4

 

4. Учитель ценит желание омыть пыль с Великих Ликов. Учитель ценит желание утвердить простое выражение великих слов. Учитель ценит желание сосредоточить многословие. Чтоб выделить сущность, надо подойти от незыблемого.

Майтрейя являтся выразителем учения Будды и Христа. Основные положения Майтрейи известны. Продолжим вглубь и мы легко получим принцип первых Заветов. При этом надо иметь в виду, что это очищение происходит для новой молодёжи, потому карканье критиков не имеет значения.

Можно знать одно: ни один памятник не дошел без искалечения. Можно, как из глины, выдавливать оттиски общины разумного сотрудничества и стремления за пределы видимого. Учение можно выразить под девизом: «Пусть несогласный докажет противное». Лучше мерить назад, чем засыпаться несмываемой пылью. Именно, знание руководящего принципа осветит искалеченные символы.

Вы знаете, как говорят о вас при жизни ― что же будет в веках? Но принцип неминуемо растет, и толчки его нарастаний колеблют земную твердь.

Ушедшие народы оставляли патину на свободе духа. Спросите: «Где же преследуемые?» — по этим знакам идите. Увидите преследуемых первых христиан и буддистов, но когда храмы отвратились от Христа и Будды, тогда преследования прекратились.

Укажу Учение держать просто. Не надо сложных выражений, ибо жизнь прекрасна в простоте. Часто приходится окопать растение, потому повторения неизбежны.

Община I. XI. 5

 

5. Важна эволюция не человечества земного, но человечества всего Мира. Если бы эта простая формула могла быть вмещена людскими сердцами, весь свод звездный сделался бы осязаемым. Истинно, существам других миров легче было бы прободать душную атмосферу Земли, если бы им навстречу неслись призывы земных воплощенных.

Где же ближайшие миры, куда мы могли бы направлять наше сознание? — Юпитер и Венера.

Вдумайтесь в слово человек — оно означает дух или чело, преходящий веками. Вся смена воплощений, вся ценность сознания выражены в одном слове. Можете ли назвать другой язык, где житель воплощенный назван так же духовно? Мало выражают другие языки идею действия. Учитель может назвать сотни наименований, но они будут или самомнительны, или невыразительны.

Община I. XI. 6

  

6. К чему природе противные чудеса? Вот чудо, когда можешь сесть на коня и с явленным мечом можешь защищать Общину Мира. Так же просто начнется Новый Мир. Как зрелые плоды, собраны будут факты. Учение магнитов, конечно, не чудо, но явление закона притяжения. Не закройте явления духа, и меч послужит восхождением эволюции.

Могу дать радость лишь тому, кто принял общину не в заклинаниях, не в курениях, но в жизни дня. Учитель может послать луч на помощь, но не будет сражаться, если меч явленный обернется против друзей общины, — меч свернется в бич молнии. Так скажите другим воинам. Учитель желает послать Учение по всему миру. Не может быть изменений в этом начертании.

Община I. XI. 7

 

7. Парацельсиус любил говорить: «Рег аsрега аd аstra». После это значительное изречение стало девизом щитов и гербов, потеряв всякий смысл. Правда, поняв смысл его, трудно привязать себя к одной Земле. Как перегар в трубу, познавший дух мчится в явленное пространство. Какой размер имеют для него земные одежды? Какую подвижность может он проявить по земной поверхности? Какими мыслями может он делиться в земной сфере?

Чую как наслоение событий несет волны ускорения. На космическое строение послужат эти волны.

Я пишу Мои заметки возможностей и прихожу к выводу, что все возможно сейчас. Редко, когда высшая вера идет по пути с высшим неверием. Когда хула и славословие могут быть в одном хоре. Когда ярость и тишина рождают радость. Когда неудача является признаком удачи, когда удаленность служит знаком близости, тогда потоки эманаций светил сочетаются с внутренними огнями. Такое время означает цикл новый, и сама община, еще не вмещенная, служит мостом.

Кончим шуткою ― можно ли сказать на Юпитере о биржевой спекуляции или на Венере о домах терпимости? Есть понятия просто непристойные. Даже трубочист, идя в гости, лицо умоет. Неужели люди хуже? Пора собираться Земле в новый путь!

Община I. XI. 8

 

8. Мы изгоним всякий страх. Мы пустим по ветру все разноцветные перья страха. Синие перья застывшего ужаса, зеленые перья изменчивой дрожи, желтые перья тайного уползания, красные перья исступленного стука, белые перья умолчания, черные крылья падения в бездну. Нужно твердить о разнообразии страха, иначе останется где-то серенькое перышко угодливого лепетания или же пушинка торопливой суеты, а за ними тот же идол страха. Каждое крыло страха несет вниз.

Благословенный Лев, бесстрашием одетый, заповедал учить явлению мужества.

Пловцы, если вы сделаете всё вам возможное, куда может нести вас самая губительная волна? Она может лишь вознести вас. И ты, сеятель, когда раздашь зерна, ты будешь ждать урожая. И ты, пастух, когда перечтешь овец своих, ты затеплишь свет явный.

Община I. XII. 1

1. Космос созидается пульсацией, иначе говоря, взрывами. Ритм взрывов дает стройность творению. Именно, знание духа переносит нить Космоса в жизнь проявленную. Надо мечом сверкающим отделить ступень нарождения. Надо сознать, когда удержать цветы света, ― иначе они снова разлагаются во мглу стихий.

Садовник знает, когда время собрать цветы, ибо он заложил невидимые зерна. Не тот, кто в лености приказал зерна посеять, но садовник духа ― кто в раннюю непогоду скрыл зерна под весенней землей.

Да, да — он, садовник духа, будет знать время восхода. Он отличит молодые стебли от сорной травы, ибо он сделал самую скрытую работу и ему принадлежит самый лучший цветок.

Истинно, великое дело в минуту учуянную блеснуть мечом, в срок взрыва руку поднять.

Истинно, вот опять сходят струи Космоса на готовую Землю, вот почему ценно знание духа. Это небесная радуга, отсвеченная в каплях земной росы. Разве не делит свет знание духа? Materia Lucida для дикого духа — курчавый хаос, но для знающего духа это арфа Света. Как чеканные струны, стремятся волны светоносной материи, и дух созидает из них тайнозвучные симфонии. Между мирами, как нити, протянута Materia Lucida. Только непомерная дальность сливает волны нитей в вибрацию небесной радуги.

     Община I. XII. 2

2. Чую, Учение может явиться тяжелым молотом для робких. Еще недавно ужас пронизал бы сердце при одном произнесении ― община, но теперь уже несколько преград сломлено. За отказом от ветхой собственности следует еще одно трудное испытание человечеству. Усваивая значение духа, особенно трудно отказаться от чудес. Даже Архаты, избранные Буддою, трудно расставались с этой возможностью.

Три Архата неотступно просили Будду позволить им испытать чудо. Будда поместил каждого в темную комнату и запер их. После долгого времени Благословенный вызвал их и спросил о виденном ими. Каждый рассказал разные видения. Но Будда сказал: «Теперь вы должны согласиться, что чудеса не полезны, ибо главного чуда вы не ощутили. Ибо вы могли ощутить бытие вне зримости, и это ощущение могло направить вас за пределы Земли. Но вы продолжали сознавать себя сидящими на Земле, и мысли ваши притягивали к Земле волны стихий. Набухание стихийных обликов вызвало потрясения в разных странах. Вы разрушили скалы и уничтожили ураганом корабли. Вот ты видел красного зверя с пламенной короной, но огонь, извлеченный тобою из бездны, спалил дома беззащитных — иди и помоги! Ты видел ящера с ликом девы, ты заставил волны смыть рыбацкие лодки — спеши помочь! Вот ты видел орла летящего, и ураган снес урожай трудящихся — иди и возмести! Где же польза ваша, Архаты? Сова в дупле полезнее провела время. Или вы трудитесь в поте лица на Земле, или в минуту уединения возвышайте себя над Землею. Но бесполезное возмущение стихий пусть не будет занятием мудрого».

Истинно, перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах.

Вдыхая воздух, мы приобщаемся ко всем мирам. Мудрый идет от Земли кверху, ибо миры откроют друг другу мудрость свою. Притчу эту повторяйте тем, кто будет требовать чудес.

Община I. XII. 3

 

44. Сущность устремления к дальним мирам заключается в усвоении сознания нашей жизни на них. Возможность жизни на них является для нашего сознания как бы каналом приближения. Именно, это сознание, как канал, должно быть прорываемо. Люди могут плавать, но значительная часть из них не плавает. Такая очевидность, как дальние миры, совершенно не привлекает человечество. Пора бросить это зерно в мозг людской.

Те же самые безродные и несчастные могут лучше принять эту мысль. Узы земные для них не прочны. Хуже всего благополучные люди. Довольно легко могут воспринять эту мысль слепые, но труднее всего — косые, ибо ложное скрещивание токов всегда будет нарушать дальность устремления. Попробуйте пушку нарезать разными спиралями, результат будет плохой. Конечно, сказанное относится до известной степени косоглазия, которое затрагивает нервные центры.

Община I. XII. 4

 

4. Явление штурма неба легко обратить на поиски дальних миров. Не найдя Бога Отца, пусть отыщут признаки жизни в дальних мирах. И пусть молотом начнут строить радужный мост. Нашу позицию невозможно оскорбить. Если мальчик утверждает, что дважды два пять, он не оскорбляет математика. Какой же [это] Бог, который нуждается в защите! Безвыходность иного решения ― лучшая защита для Учения. Только уверенность может дать формулу: «Господом твоим».

Никогда не говорил Я о легкости проведения коммунизма. Не разрушители, но заплесневевшая, условная добродетель — враг. Разрушители знают непрочность разрушаемого, и принцип отдачи для них легче. Но румяная добродетель любит сундук сбережений и всегда станет красноречиво защищать его. Скажут священные слова писаний и найдут тонкие доказательства, почему они готовы отдать именно не этому, но другому, не жившему человеку.

Условная добродетель являет превосходную корысть и любит приврать. И такие румяные, благообразные учителя добродетели, и ласковы, как масло. И пышные одежды их накрахмалены рабством!

Община I. XII. 5

 

5. В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могут бессмысленно устремлять в пространство понятия, часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово — как стрела громоносная, и слово — как педаль мысли.

Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Как песок, сыплют люди жемчуг. Право, пора заменить многие определения.

     Община I. XII. 6

     

6. Именно без страха и по возможности сами. Правильно явление личной ответственности. Ни чудеса, ни цитаты, ни манифестации, но утверждение, скрепленное личным примером. Даже ошибка в дерзновении легче исправима, нежели согбенность бормотания.

Драгоценно действие, не нуждающееся в аппаратах и в помощниках. Открывший драгоценную формулу не может прокричать её в окно, ибо вред покроет самую лучшую пользу.

Именно как сосуд закрытый, как гора неразграбленная, как лук, стрелою напряженный, ― так стойте. И что напиток сосуда пламенен, и что гора неистощима, и что стрела смертельна, ― так действуйте! Ибо кто осмелится утверждать, что трудность не есть скорейшее достижение! Молочные реки прокиснут, и кисельные берега для сидения неудобны. Итак, в кольчуге личной ответственности будем поспешать.

Заметьте, удача была лишь там, где было проявлено полное мужество. Мелкие сомнения родят рабскую боязливость.

Именно, в дни тяжкой болезни планеты нужно преисполниться мужеством. Ощупью не пройти, но меч может рассечь вредоносные завесы. Очень важный момент, и надо напрячь все мужество.

Община I. XII. 7

 

7. Все равно как войдет община — в кафтане, в сюртуке или в рубахе. Если мы установим космичность значения общины, то все подробности не более пылинки под подошвой. Можно простить любую нелепость, если она не против общины.

Община I. XII. 8

 

8. Повторяю одно слово — это значит наполнение пространства. Это утерянный ритм, выродившийся в бормотание. Это, как прибой волн, рушит скалы.

Как можно проникнуть в тайник духа? Лишь необыкновенным. Легенда о святых разбойниках имеет в основании дух, заостренный необычным. Между тем, мягкий булочник редко получает ключ к духу, если только ежедневная игра пламени не даст ему свет стихий.

Годную траву нужно брать, но место роста её нужно искать без предубеждения.

/body>