. Вестник Света - Биография Рериха. Соколов
Среда, 26.09.2018, 07:34
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Вестники
МАХАТМЫ

Рерихи

Блаватская

Уильям Джадж

Анни Безант

Мельхиседек

Кора Антарова

Анастасия Новых

Джед МакКенна

Роман Злотников

Андрей Сидерский


Категории раздела
Учителя Человечества
Всё о Махатмах-Учителях Человечества
Новости культуры
Разные вопросы мировой культуры
Анни Безант. Произведения
Труды, книги, статьи
Е.И.Рерих .Статьи
Памятные даты
Значительные даты жизни великих людей.
Е.П.Блаватская. Статьи
Елена Рерих. Письма
Елена Рерих. Произведения
Кора Антарова. Произведения
Духовные практики, медитации
Медитации-инструменты, направленные для духовное развитие.

Друзья сайта
  • Вести АллатРа
  • Группа аналитиков
  • Вежа.Вики
  • Добро.АллатРа
  • Аллатра-книга
  • Сокровенник
  • Сайт А.Новых
  • Поиск по книгам Новых
  • Новое мировозрение
  • В единстве
  • Старшеклассник

  • Николай Рерих НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
    (9 октября 1874 г. - 13 декабря 1947 г.) 


    Древний род Рерихов («Рерих» в переводе с древнескандинавского означает «славой богатый») имеет датско-норвежские корни, восходя к Рюрикам. В Россию этот род переехал из Латвии еще при Петре I.
    Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Петербурге в семье известного нотариуса – Константина Федоровича Рериха. В возрасте 8-ми лет Николай Рерих был зачислен в знаменитую гимназию К.И. Мая. В интересы мальчика с раннего возраста входит археология: уже с 9-ти лет его берет с собой на раскопки известный археолог Л.В. Ивановский. Это происходило под Петербургом, где находилось имение Рерихов Извара.
    Уже с гимназических лет у Николая Рериха стали четко формироваться интересы к живописи, театру, истории, археологии, путешествиям. Рано проявилась любовь к литературе и поэзии, в пятнадцать лет появляются первые публикации. А с семнадцати лет начались систематические занятия живописью. Кроме того, у Рериха проявился интерес и к мозаичным работам.
    В 1893 году Николай Рерих окончил гимназию и осенью того же года сдал вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств и одновременно, по настоянию отца, поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Он также посещал лекции на историческом факультете. В 1895 году Н. Рерих поступил в мастерскую к знаменитому художнику А.И. Куинджи. «И стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни…», – вспоминал Николай Константинович.
    Летом 1896 года Н.К. Рерих совершил поездки по Волге, в Крым и Киев. Серьезно занимала молодого исследователя археология, каждое лето он проводил в Петербургской, Псковской, Новгородской губерниях на раскопках.
    В 1897 году Н.К. Рерих был удостоен звания художника за картину «Гонец. Восстал род на род». В этом году он оканчивает Академию художеств и Университет. В 1898-1900 гг. Н.К. Рерих читал курс лекций в Императорском Санкт-Петербургском Археологическом институте на тему «Художественная техника в применении к археологии». Рерих поднимает совершенно новую проблему об органической связи искусства с наукой.
    Широкий кругозор молодого Рериха способствовал его сближению со знаменитыми деятелями культуры того времени: В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым и др. На всю жизнь запомнилась художнику поездка к Л.Н. Толстому.
    В 1899 году Николай Константинович Рерих знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, своей будущей женой, «другиней, спутницей, вдохновительницей», как потом называл ее художник. При этом он прибавлял, что «каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни».
    Осенью 1900 года молодой Рерих поехал за границу, где продолжал учебу у опытного преподавателя в Париже. Он посетил также Голландию и Северную Италию. По возвращению на родину осенью 1901 года состоялось бракосочетание Н.К. Рериха с Е.И. Шапошниковой.
    С 1901 г. Н.К. Рерих работал секретарем Императорской школы Общества поощрения художеств. Несмотря на большую загруженность Рерих продолжал заниматься живописью.
    В 1903-1904 гг. Рерихи осуществили свою первую большую поездку по древним русским городам. За два года они посетили более сорока русских городов. В этих поездках Николаем Константиновичем была создана большая серия архитектурных этюдов, названных С. Эрнстом "Пантеоном нашей былой славы”. Серия насчитывала свыше 100 произведений. Во время этого путешествия художник глубоко проникает в суть русской культуры, пытается разобраться в ее корнях. Мысль художника-ученого проникает в ту седую древность, где просматривались общие истоки славянской культуры и культуры Востока, где проявилось неожиданное единство европейского Севера и Индии. Николай Константинович изучает культуру Индии, ее легенды и сказания. Начинают просматриваться общие моменты с русскими преданиями. Рерих посещает библиотеки и музеи; сопоставления приводят к мысли о единых корнях древних славянской и индийской культур. В 1913 году у Николая Константиновича появится запись о Великом Индийском пути. Однако экспедиция на Восток для Рерихов еще не скоро станет реальностью.
    В 1906 году Н.К. Рериха утверждают директором Императорской школы Общества поощрения художеств, где Николай Константинович плодотворно работает по практическому утверждению большого, глубоко жизненного значения искусства.
    С 1909 года Николай Рерих – академик Российской Академии художеств. А в 1910 году он становится председателем возобновленного объединения художников «Мир искусства».
    Огромный вклад Н.К. Рерих внес в театральное искусство. С театром Рерих сотрудничал на протяжении четырех десятилетий – с 1905 по 1944 год. За этот период художник оформил свыше 30 постановок. Среди них опера А.П. Бородина «Князь Игорь», балет И.Ф. Стравинского «Весна священная», спектакли петербургского «Старинного театра» «Три волхва» и «Фуенте Авехуна», драма Г. Ибсена «Пер Гюнт», поставленная в Московском Художественном театре и другие.
    Н.К. Рерих своим творчеством также внес значительный вклад в христианскую культуру: на его полотнах отражены великие облики православных и католических святых, художник создает эскизы мозаик и росписей для православных храмов. Крепки были и личные контакты Николая Константиновича с православными иерархами того времени – истинными носителями православной мудрости и веры.
    С 1906 по 1914 год Н.К. Рерих постоянно участвует в зарубежных выставках русского искусства.
    С начала первой мировой войны Н.К. Рерих принимает деятельное участие в работе русского Красного Креста. А в 1915 году Николай Константинович ознакомил Николая II со своим проектом по обеспечению в военное время сохранности культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами.
    В декабре 1916 года семья Рерихов переезжает из Петербурга в Карелию в связи с возникшей у Николая Константиновича серьезной болезнью легких. Именно здесь, в Карелии, Рерихов застаёт Февральская, а затем и Октябрьская революции. Затем Финляндия отделилась от России, и вскоре закрыла границы (май 1918 г.). Семья Рерихов неожиданно оказалась за рубежом. Это были внешние события. На внутреннем же плане в факте той изоляции, в которой оказалась семья был свой скрытый смысл. Например, для Н.К. Рериха Карелия и та сложнейшая ситуация, в которой он оказался в связи с болезнью (он даже пишет завещание 1 мая 1917 г.) подводили своего рода черту под одним периодом его жизни и тут же начинался следующий. «Подъем на следующий виток был нелегок, сопряжен с физическими страданиями, духовными исканиями и, наконец, с принятием ряда решений, имевших судьбоносное значение», – пишет Л.В. Шапошникова в своем исследовании «Мастер». Лишь летом 1918 года здоровье Николая Рериха наконец окрепло.
    Художник уже долго стремился осуществить научную поездку на Восток. Но побывать в Индии необходимо было еще до возвращения на Родину, так как Николай Константинович прекрасно понимал, что из революционной России его не выпустят в британскую колонию.
    В ноябре 1918 года открывается выставка Рериха в Стокгольме. В марте 1919 года семья Рерихов покидает Финляндию, а осенью того же года Рерихи находились уже в Лондоне, где в 1920 году произошла встреча Николая Константиновича с Р. Тагором. Сложившиеся обстоятельства корректируют планы художника и вместо Индии он на некоторое время отправляется в США, где складывались благоприятные возможности для осуществления экспедиции на Восток.
    1920-1922 годы – время выставок и художественно-просветительской деятельности в США. В 1921 году Н.К. Рерих организовал в Нью-Йорке Институт Объединенных Искусств. Почти одновременно с Институтом в Чикаго было учреждено Объединение художников «Пылающее сердце». А в сентябре 1922 года возник международный культурный центр «Венец мира», призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран. Н.К. Рерих совершает большое турне по США с выставками своих картин: жители почти 30 городов познакомились с русским искусством, открывшим американскому зрителю многие страницы героического прошлого русского народа. Николай Константинович продолжает готовиться к поездке в Индию.
    И вот 8 мая 1923 года Н.К. Рерих с семьей покинул Америку и через Европу направился в Индию. Вначале была непродолжительная по времени, но очень насыщенная событиями исследовательская поездка по древней индийской земле (декабрь 1923 года). Затем Рерихи отправляются на север, в предгорье Восточных Гималаев, в окрестности городка Дарджилинг, откуда в 1924 году начинается великое путешествие по Внутренней Азии.
    Центрально-Азиатская экспедиция (1924-1928) явилась одной из самых замечательных страниц жизненного пути семьи Рерихов. Вместе с Н.К. Рерихом на маршруте постоянно были Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич. Эта экспедиция – крупнейшая в XX веке и одна из самых значительных в истории. То, что происходило на ее очень протяженном и трудном маршруте, будет еще долго изучаться последующими поколениями. Экспедиция началась в Сиккиме в 1924 году, далее маршрут пролегал через Кашмир, Ладак (Западные Гималаи), Китайский Синцзян. В 1926 году экспедиция пересекла границу Советского Союза и вскоре прибыла в Москву. Из Москвы путь лежал на Алтай и далее через Бурятию в Монголию. Караван пересек великую пустыню Гоби, Тибетское нагорье, Трансгималаи, где Рерихи были первыми из европейцев, и Гималаи с дальнейшим проходом в Индию (чем была осуществлена давняя мечта отечественных исследователей). Закончилась экспедиция в 1928 году в Сиккиме, откуда и была начата.
    Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов дала ценнейший научный материал в связи с проведенными исследованиями древних азиатских культур, археологической и этнографической работой, географическими открытиями, ботаническими и другими коллекциями. Были найдены редчайшие манускрипты, собраны богатейшие лингвистические материалы и произведения фольклора. Кроме того, это была первая экспедиция в истории, маршрут которой был запечатлен на сотнях художественных полотен, написанных как на маршруте, так и годы спустя после его завершения.
    После Центрально-Азиатской экспедиции для обработки научных материалов, собранных на ее маршруте, а также для других изысканий в будущем Н.К. Рерихом в 1928 году был основан уникальный Институт Гималайских исследований «Урусвати». Он начал свою работу в долине Кулу (Индия, Западные Гималаи). «Урусвати» опередил свое время в методах работы и наборе исследуемых проблем. Это был первый в мире институт, где существовал синтез науки и духовности. Он наметил те вехи, по которым будет развиваться наука будущего.
    7 октября 1929 года состоялось торжественное открытие Музея Николая Рериха в Нью-Йорке в новом здании небоскреба. Николай Константинович передал туда сотни своих полотен. Музей проработал до июля 1935 г., когда раскрылись давно вынашиваемые грабительские планы нескольких близких сотрудников Рерихов. Один из них – Л. Хорш путем подложных бумаг завладел акциями и правами других членов Совета учреждений Музея. В результате картины, будучи музейной собственностью, а также учреждения были объявлены частной собственностью Хорша. Также незаконно супруги Хорши завладели дневниками-манускриптами Е.И. Рерих, написанными ею в период 1920-1935 гг. Хорш и его сообщники, совершив это неслыханное предательство, нанесли серьезный удар по многим культурным начинаниям Рерихов в США. После раскрывшегося предательства Хорши пустили в ход многие клеветнические измышления против Рерихов.
    Сорок лет жизни Н.К. Рерих отдал делу охраны культурных ценностей. Его многолетняя работа в этом направлении увенчалась успехом: 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)». Позднее к Пакту присоединились и другие страны. Инициатива Н.К. Рериха была очень своевременна для человечества, так как надвигалась вторая мировая война. Ужасы этой войны в очередной раз напомнили человечеству о безотлагательной необходимости мер по охране Культуры. 14 мая 1954 года на основе Пакта Рериха в Гааге была принята «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Ее подписали многие страны мира, в том числе и Советский Союз.
    В 1934-1935 гг. Н.К. Рерих вместе со старшим сыном – востоковедом и филологом Юрием Николаевичем Рерихом совершает вторую крупную научную экспедицию в Маньчжурию и Китай. Экспедиция была организована в связи с обращением к Н.К. Рериху Департамента земледелия США. Предложение состояло в том, чтобы Николай Константинович организовал экспедицию по сбору семян растений, которые были бы устойчивы к эрозии почвы и предотвращали разрушение ее плодоносных слоев. Экспедиция состояла из двух частей. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934 г.), второй – пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935 г.). Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая. В целом экспедиция имела прекрасные результаты: было найдено около 300 видов засухоустойчивых растений, собраны лекарственные растения, проведены археологические исследования, собраны старинные рукописи, имевшие большую научную ценность. Во время этой экспедиции Н.К. Рерих серьезно задумывается над причинами образования пустынь на планете.
    С 1936 года Н.К. Рерих безвыездно живет в Индии, ведя интенсивную научную и художественную деятельность. Во время второй мировой войны все мысли и вся деятельность художника неотступно были связаны с героической борьбой, которую вел советский народ с фашистскими захватчиками. В период с 1941 по 1944 год Н.К. Рерих проводил выставки и средства с продажи картин перечислял в пользу Красной Армии, писал художественные полотна на патриотическую тематику и публиковал патриотические выступления в печати. В это время Н.К. Рерих - почетный президент Американо-Русской Культурной Ассоциации (АРКА).
    Прожив долгие годы за границей Н.К. Рерих никогда не прерывал связи с Родиной, не менял подданство. Он всегда мечтал вернуться в Россию. Но, 13 декабря 1947 года во время сборов на Родину великий художник и мыслитель Николай Константинович Рерих ушел из жизни. Его тело было предано огню на склоне горы в долине Кулу, недалеко от дома, где почти двадцать лет жил и творил великий Мастер. Это творчество было поистине всеохватным.Н.К. Рерих – выдающийся художник, написавший более семи тысяч картин. Он был крупным философом и мыслителем, открывшим человечеству новые грани познания во многих областях. Он дал человечеству знания о глубинной сути Культуры и считал, что Культура является важнейшим устоем развития человечества. Академик Николай Рерих явился почетным президентом, действительным и почетным членом многих десятков научных и культурных организаций в разных странах мира. В знак признания многогранной деятельности Н.К. Рерих был награжден высокими наградами. Художественное полотно жизни великого Мастера отобразило в себе прекрасные вершины достижений человеческого духа на пути безграничного служения Родине и человечеству.


    Автор текста В.Г. Соколов
    Вход на сайт

    Поиск

    Анастасия Новых
     Знак АллатРа

    Статьи по книгам Анастасии Новых

    Аудио книги Анастасии Новых

    Видео по книгам Анастасии Новых

    Скачать книги, читать онлайн

    Духовные практики и медитации

    Новости культуры


    Новинки
    статьи
    О жизни и смерти Григория Распутина

    статьи
    Техника на перемещение своего центра тяжести

    статьи
    Имхотеп

    статьи
    Авторские стихи

    статьи
    Видео АллатРа

    статьи
    Орден тамплиеров

    статьи
    Богиня Лада

    Исконная
    Исконная Физика АллатРа (по статьям онлайн)

    Духовные
    Духовные практики, медитации

    Последние видео
    статьи
    От атеиста к святости

    Видео по книгам Анастасии Новых

    Познавательные фильмы


    Качество сайта

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Дружковская культурно-просветительная организация "Живая Этика"© 2018