. Вестник Света - Е.И.Рерих
Суббота, 21.07.2018, 12:59
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Вестники
МАХАТМЫ

Рерихи

Блаватская

Уильям Джадж

Анни Безант

Мельхиседек

Кора Антарова

Анастасия Новых

Джед МакКенна

Роман Злотников

Андрей Сидерский


Категории раздела
Учителя Человечества
Всё о Махатмах-Учителях Человечества
Новости культуры
Разные вопросы мировой культуры
Анни Безант. Произведения
Труды, книги, статьи
Е.И.Рерих .Статьи
Памятные даты
Значительные даты жизни великих людей.
Е.П.Блаватская. Статьи
Елена Рерих. Письма
Елена Рерих. Произведения
Кора Антарова. Произведения
Духовные практики, медитации
Медитации-инструменты, направленные для духовное развитие.



Елена Ивановна Рерих
(12 февраля 1879 г. - 5 октября 1955 г.)


Елена Ивановна Рерих родилась в 1879 году в Петербурге в дворянской семье Шапошниковых. Отец – Иван Иванович Шапошников – академик архитектуры, мать – Екатерина Васильевна – принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых, корни которого уходят в глубину столетий, к Новгороду XIII века. Двоюродным прадедом Елене Ивановне приходился великий русский полководец М.И. Голенищев-Кутузов, а двоюродным дядей – гениальный композитор М.П. Мусоргский. Также по женской линии род, к которому принадлежала Елена Ивановна, был связан с освободителем России – князем Дмитрием Пожарским, а через род Мусоргских – с Рюриками. 
Имя «Елена» в переводе с греческого означает «зажженный факел, свет, огонь», что было подтверждено жизненным подвигом Е.И. Рерих, осветившим многим дорогу к новому познанию и зажегшим многие очаги Света. 
Елена Шапошникова уже в раннем детстве была ребенком незаурядным: ее большие способности, развитое чувствознание, возвышенные переживания очень отличали девочку от ее сверстников. Это был ребенок, обладавший далеко не детскими предчувствиями; она могла видеть и чувствовать то, что не видели и не ощущали другие. Кроме того, девочка быстро освоила французскую и немецкую азбуки и «к шести годам свободно читала и даже писала на трех языках», как вспоминала сама Елена Ивановна. С самых ранних лет она испытывает большой интерес к книгам, которые становятся «лучшими наставниками и друзьями». 
Свое образование Елена Шапошникова продолжает в Мариинской женской гимназии. Кроме того, девушка активно занимает самообразованием: углубляется в изучение истории религии и философии, литературы, а также продолжает начатые ранее занятия музыкой по классу фортепиано, в чем у нее было особое дарование. В 16 лет Елена Шапошникова оканчивает гимназию с золотой медалью и поступает в Санкт-Петербургскую частную музыкальную школу. 
Вместе с тем Елена Ивановна достигла того возраста, когда ей становилась доступна светская жизнь с балами и всевозможными праздниками. Она была признанной красавицей с безупречными манерами и обладала такими яркими чертами, как развитый, ясный ум и мощная интуиция. Конечно, Елена Ивановна привлекала внимание многих, ей делали выгодные предложения руки и сердца, но ее внутренние ориентиры были совсем иными. Девушка поставила себе задачу выйти замуж за человека, преданно служащего искусству, и никакие внешние влияния, будь то мнение окружающих или ложные зовы светской жизни, не были властны над ней. 
Наступил 1899 год. С этого времени начинался новый этап в жизни: прекрасно образованная двадцатилетняя красавица Елена Шапошникова встретилась с молодым, но уже известным в то время художником Николаем Рерихом. В дальнейшем весь жизненный путь Елены Ивановны будет неразрывно связан с этим человеком. Осенью 1901 года состоялось бракосочетание Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Шапошниковой. Это была поистине уникальная пара, в которой каждый, являясь глубокой и неповторимой индивидуальностью, вместе составляли единое и нераздельное целое. Это был пример гармоничного творческого содружества, в котором Елена Ивановна представляла как бы его внутреннюю сторону, а Николай Константинович олицетворял внешнее выражение. Трудно назвать какую-либо область его деятельности, где бы ни присутствовало творческое вдохновляющее начало, которое несла в себе Елена Ивановна. Кроме того, ее удивительная способность глубоко ощущать окружающий мир отзывалась во внутреннем мире Николая Константиновича и находила выражение в многогранных творческих достижениях Рериха-художника, ученого и литератора. 
Е.И. Рерих, к большому удивлению своих родственников, погружается в совершенно иную жизнь: путешествует с Николаем Константиновичем, принимает активное участие в археологических раскопках, просто одетая, ведет походный образ жизни. Но трудности никогда не были препятствием для Елены Ивановны. Она всегда была рядом с мужем, помогала ему и поддерживала во всех начинаниях. По прошествии многих лет, в 1941 году, Н.К. Рерих записывал: «Сорок лет – немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: "Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское». 
У супругов было двое сыновей: в 1902 году родился Юрий, а в 1904 – Святослав. Юрий Николаевич станет выдающимся ученым-востоковедом, Святослав Николаевич – крупным художником, мыслителем и общественным деятелем. При этом они всегда оставались неотъемлемой частью единого коллектива, в котором родителей и сыновей связывали одни цели и устремления. Елена Ивановна была прекрасной матерью, она раскрыла в сыновьях все лучшее, развила в них стремление к постоянному познанию, красоте и высоким нравственным ориентирам. Она была сердцем и устоем всей семьи, Ведущей, что в красивых и возвышенных образах неоднократно запечатлел Н.К. Рерих на своих полотнах. 
С декабря 1916 года по конец марта 1919 года семья Рерихов в связи с болезнью Николая Константиновича живет в Карелии. Этот небольшой по времени период оказался очень важным этапом внутренней жизни как Елены Ивановны, так и Николая Константиновича. В Карелии сложились благоприятные обстоятельства, которые подвели Рерихов к осознанию жизненной задачи. Н.К. Рерих записывает: «Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды Они подали нам Зов. Спокойный, убедительный, мудрый знанием». Ведущую роль в истолковании Зова играет Елена Ивановна. Николай Константинович в связи с этим писал: «И друг моей жизни, жена моя Лада, прозревала на всех путях наших. Нашла она водительство духа. И укрепила она путь наш». О той работе, которая протекала тогда во внутреннем мире супругов, ярко свидетельствует художественное и литературное творчество Н.К. Рериха Карельского периода. 
Огромные культурно-духовные накопления Е.И. Рерих, ее безупречные нравственные качества и постоянное устремление к высшему знанию открыли в ее жизни новые удивительные возможности. В 1920 году в Лондоне состоялась первая встреча Елены Ивановна Рерих с Великими Учителями, которых на Востоке называют Махатмами (санскр. – «Великая Душа»). В сотрудничестве с Ними Еленой Ивановной была создана серия книг, получившая название «Живая Этика». Первые записи Живой Этики были сделаны в Лондоне 24 марта 1920 года и продолжались всю последующую жизнь. Этот четырнадцатитомный труд является своего рода стержнем многогранного наследия семьи Рерихов, в том числе и художественных работ Николая Константиновича. 
Живая Этика – это философская система, которая несет в себе новую систему познания, представленную синтезом основных способов познания – научного и метанаучного. Она содержит единство древних и современных знаний, накопленных как Западом, так и Востоком. Путь реализации Живой Этики пролегает через науку, которой в данной философской системе придается большое значение. Живая Этика отразила суть энергетического мировоззрения и содержит развернутую концепцию космической эволюции человечества; ее роль в формировании нового космического мышления, или космизма, новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной энергетической системы очень значительна. 
Возникновение Живой Этики нельзя рассматривать вне общего культурно-исторического процесса, включая и Духовную революцию, начавшуюся в России в конце XIX – начале XX столетия, в пространстве которой творили выдающиеся философы и ученые-космисты Серебряного века. В то время утверждалось новое мышление – космическое, шедшее на смену социологическому мышлению XIX века. В этом процессе ведущую роль как раз играла Живая Этика, ряд положений которой был созвучен с идеями выдающихся ученых и философов. Надо отметить, что в наши дни идеи Живой Этики неотвратимо входят в научный оборот, в частности, они уже используются в философии, истории, культурологии, физике, астрофизике, педагогике и других областях. 
В октябре 1920 года семья Рерихов приезжает в США, где Елена Ивановна активно включилась в культурно-просветительскую деятельность, участвовала в организации и руководстве возникающих в США женских организаций. 
Елена Ивановна принимала активное участие в организованной и проведенной Н.К. Рерихом Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928 гг.) и явилась первой русской женщиной, прошедшей сложнейший и во многом опасный путь длиной в двадцать пять тысяч километров по тропам Внутренней Азии. На маршруте она изучала и записывала предания и легенды, при этом, продолжая работать над философскими трудами. Е.И. Рерих вдохновляла и поддерживала всех вокруг, показывая пример стойкости и мужества. Николай Константинович записывал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к такому бывало немало поводов самого различного характера». 
По окончании Центрально-Азиатской экспедиции Е.И. Рерих становится президентом-основателем Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Индии в древней долине Кулу (Западные Гималаи). Нельзя не отметить энциклопедическую широту познаний и потрясающую работоспособность этой удивительной женщины. Ее знания охватывали такие сферы, как философия и мировая культура, естествознание и литература, музыка и живопись, иностранные языки и педагогика, космология и медицина, изучение свойств человека и т.д. Это позволяло ей быть в курсе всех научных проблем Института и осуществлять руководство его отделами, в том числе и на уровне концепций. (Институт включал отделы: археологический, естественных наук, медицины, научная библиотека, музей для хранения экспедиционных находок, которые, в свою очередь, включали подразделения). Во многом это было учреждение нового типа, ориентированное в основном не на кабинетные исследования, а на экспедиционную практическую работу. В основу его деятельности были положены синтез, подвижность, широта способов познания, а также такой важнейший для науки принцип, как нравственность. «Урусвати» развивал широкое международное сотрудничество с научными учреждениями Индии, Америки, Европы. Среди них Дарджилингский университет, институт Джагадиша Чандра Боса в Калькутте, Мичиганский и Гарвардский университеты, Национальный музей естественной истории в Париже, Департамент земледелия США, Ботанический сад в Нью-Йорке. Институт включал в круг своих контактов 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ. Среди имен, связанных с Гималайским Институтом, можно назвать лауреатов Нобелевской премии: А. Эйнштейна, Р. Милликана, Л. де Бройля, а также других видных деятелей науки и искусства, таких как Н.И. Вавилов, С.И. Метальников, Ч. Раман, Р. Тагор, Ч. Ланман, С. Гедин, Р. Чаттерджи и другие. 
Название института – «Урусвати» – в переводе с санскрита значит «Свет Утренней Звезды». Так Учителя, с которыми сотрудничали Рерихи, называли Елену Ивановну. То, что ее именем был назван Институт, очень показательно, т.к. Е.И. Рерих, по существу, заложила основы новой, одухотворенной, нравственной науки и наметила магистральные пути ее развития. Е.И. Рерих была как бы душой Гималайского института, работа которого обозначила новую веху в развитии мировой науки. 
Долгие годы Елена Ивановна прожила в священной гималайской долине Кулу. Там она продолжала работу над книгами Живой Этики, вела обширную переписку, включавшую более ста сорока корреспондентов и охватывавшую несколько континентов. В своих письмах Е.И. Рерих касается сложных мировоззренческих вопросов, связанных с осмыслением положений Живой Этики, освещает проблемы развития науки, продвижения культурных проектов, координирует деятельность многих культурно-просветительских организаций в разных странах. 
Особого внимания заслуживает переписка Е.И. Рерих с президентом США Ф. Рузвельтом, так как то, о чем писала ему Елена Ивановна в середине 1930-х годов, оказало благотворное влияние на ход мировых событий тех лет. В своих письмах она обращала внимание Ф. Рузвельта на Россию. Находясь в далекой гималайской долине, тем не менее, Елена Ивановна прекрасно ориентировалась в международном положении. Президент это хорошо понимал и старался прислушиваться к ее советам. Спустя несколько лет СССР и США вместе противостояли фашистской Германии. Иногда складывается впечатление, что мысль этой женщины как бы охватывает весь мир, ничто не ускользает от ее внимания и анализа. Выводы ее точны, а то, что она предсказывала – сбывалось. 
Елена Ивановна вместе с Николаем Константиновичем всю жизнь мечтали вернуться на Родину. Во многих своих письмах Е.И. Рерих с огромной любовью пишет о России и ее народе, отмечая, что народ русский в будущем ждет великий расцвет, но для этого надо много потрудиться. Однако приезд в Советский Союз так и не состоялся. В 1947 году в сборах на Родину ушел из жизни Николай Константинович Рерих, великий художник, ученый и мыслитель, многолетний сподвижник Елены Ивановны. В начале 1948 года Е.И. Рерих вместе со старшим сыном, Юрием Николаевичем, покидает долину Кулу, где семья прожила почти двадцать лет. Они направляются сначала в Дели, а затем в Бомбей, где ожидают прибытия парохода из Советского Союза, который должен был привезти им въездные визы. После долгого ожидания пароход пришел, но виз не было: во въезде в СССР им было отказано. В Кулу Елена Ивановна возвращаться не хотела: там все напоминало об ушедшем муже, которого она очень любила. Вместе с Юрием Николаевичем она едет в Сикким (Восточные Гималаи), где останавливается в небольшом городке Калимпонге. 
Почти 7 лет, которые Е.И. Рерих проведет в небольшом доме Калимпонга, пройдут в такой же напряженной работе, как и прежде. Она позволяла себе только небольшие вечерние прогулки. Однако годы брали свое. День 5 октября 1955 года стал завершающим в земном пути Елены Ивановны Рерих. Через два дня, на горе Турпиндара, ее тело было кремировано, а на месте кремации вскоре была воздвигнута величественная белая ступа, угловые камни которой несут на себе священные изображения Горящего Сердца и Чаши с Пламенем. 
Е.И. Рерих оставила человечеству богатейшее научное и философское наследие. Ее сын – Святослав Николаевич Рерих – в 1962 году писал: «После себя Елена Ивановна оставила столько замечательных манускриптов. Они одни могут напитать целую эпоху». Помимо томов Живой Этики и большого количества философских писем, ею были написаны и изданы под псевдонимами такие работы, как «Основы буддизма», уникальный сборник легенд и апокрифов «Криптограммы Востока», где приводятся неизвестные и малоизвестные факты из жизни Христа, Будды, Сергия Радонежского, Аполлония Тианского, правителя Индии Акбара, очерк «Преподобный Сергий Радонежский», осветивший жизнь великого Подвижника духа и собирателя Земли Русской, очерк «Три ключа», в котором повествуется о самом трудном в жизни человека – о внутренней работе над собой. Большой интерес представляет сборник «У порога Нового Мира», вышедший в 2000 году в расширенном варианте. В добавление к уже опубликованным в 1996 году разделам в него вошли «Страницы дневника Е.И. Рерих», «Космологические записи», «Изучение свойств человека». Кроме того, с 1999 года осуществляется публикация полного собрания писем Е.И. Рерих, с которыми, как и со многими другими ее трудами, можно ознакомиться благодаря большой архивной, научно-исследовательской и издательской работе, которую осуществляют сотрудники Международного Центра Рерихов (г. Москва). 
Елена Ивановна была очень талантливым переводчиком. На русский язык она перевела обширную выборку из «Писем Махатм к Синнету». Эти бесценные мысли, записанные Великими Учителями, составили отдельную книгу под названием «Чаша Востока». Грандиозным переводческим трудом, требовавшим энциклопедических знаний во многих областях, явились два тома «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской. 
В будущем нам предстоит еще многое открыть для себя из необъятного наследия этой Великой Женщины. Известно, что большое количество трудов Елены Ивановны Рерих еще не опубликовано – они ждут своего часа. Но даже то, что уже приоткрыто, свидетельствует о нераздельности сути ее огромной работы и судеб человечества, о том, что значение ее духовного опыта и героического творчества с каждым годом будет все более возрастать. 

Автор текста В.Г. Соколов




Вход на сайт

Поиск

Анастасия Новых
 Знак АллатРа

Статьи по книгам Анастасии Новых

Аудио книги Анастасии Новых

Видео по книгам Анастасии Новых

Скачать книги, читать онлайн

Духовные практики и медитации

Новости культуры


Новинки
статьи
Авторские стихи

статьи
Видео Сознание и Личность.От заведомо мёртвого к вечно живому

статьи
Видео АллатРа

статьи
Орден тамплиеров

статьи
Богиня Лада

статьи
Новости культуры

статьи
Стихи от души к душе

Как
Как открыть в себе духовный мир? (из передачи "Смысл жизни - Бессмертие")

Исконная
Исконная Физика АллатРа (по статьям онлайн)

Духовные
Духовные практики, медитации

Последние видео
Художественные фильмы для духовного развития

Видео по книгам Анастасии Новых

Познавательные фильмы

Видео по книгам К.Антаровой

Видео. Елена Рерих

Видео. Николай Рерих

Видео. Елена Блаватская

Видео о Махатмах


Качество сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Вести АллатРа
  • Группа аналитиков
  • Вежа.Вики
  • Добро.АллатРа
  • Аллатра-книга
  • Сокровенник
  • Сайт А.Новых
  • Поиск по книгам Новых
  • Новое мировозрение
  • В единстве
  • Старшеклассник

  • Дружковская культурно-просветительная организация "Живая Этика"© 2018