. Противоречит ли теософия христианству. - 13 Января 2014 - Вестник Света
Среда, 30.09.2020, 12:52
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Вестники
МАХАТМЫ

Рерихи

Блаватская

Уильям Джадж

Анни Безант

Мельхиседек

Кора Антарова

Анастасия Новых

Джед МакКенна

Роман Злотников

Андрей Сидерский


Категории раздела
Учителя Человечества
Всё о Махатмах-Учителях Человечества
Новости культуры
Разные вопросы мировой культуры
Анни Безант. Произведения
Труды, книги, статьи
Е.И.Рерих .Статьи
Памятные даты
Значительные даты жизни великих людей.
Е.П.Блаватская. Статьи
Елена Рерих. Письма
Елена Рерих. Произведения
Кора Антарова. Произведения
Духовные практики, медитации
Медитации-инструменты, направленные для духовное развитие.

Друзья сайта
  • Вести АллатРа
  • Группа аналитиков
  • Вежа.Вики
  • Добро.АллатРа
  • Аллатра-книга
  • Сокровенник
  • Сайт А.Новых
  • Поиск по книгам Новых
  • Новое мировозрение
  • В единстве
  • Старшеклассник

  • Главная » 2014 » Январь » 13 » Противоречит ли теософия христианству.
    22:42
    Противоречит ли теософия христианству.
    Безант А.БЕЗАНТ 
    ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ТЕОСОФИЯ ХРИСТИАНСТВУ

    Если взять теософию как учение нравственное, как философскую систему мысли, мы не найдём в ней ровно ничего враждебного христианству; наоборот, многие исповедующие христианство находят, что теософические идеи дают помощь, бросают свет на многие тёмные вопросы и делают саму христианскую веру сильнее и духовнее.
    Теософия не нужна, и она ничего не даёт тем христианам, которые вполне удовлетворены догматами христианства. Однако для тех христиан, сердца которых волнуются, мысль которых мучается сомнениями, которые жаждут сохранить свою веру и чувствуют её поколебленной и постоянно уходящей от них, - для таких колеблющихся и стремящихся удержаться в светлом круге влияния христианской веры теософия даёт великую помощь, разрешая многие тёмные вопросы, неразрешимые догматическим христианством. И многих колеблющихся и терявших веру теософия возвращала в лоно христианской веры. Многие с привычкой к критической мысли, вдумчивые и интеллектуально развитые люди, не способные принять некоторые из христианских доктрин в той форме, в которой они преподаются церковью, нашли в мистических разъяснениях теософии приемлемую форму духовной истины. Они нашли, что некоторые учения, которые даже внутри церкви вызывают споры, становятся понятными при свете Древней Мудрости; то, что казалось неприемлемым для разума в том виде, в каком оно передавалось тёмному и необразованному народу, становилось светлым и получало новое глубокое значение в новой форме, сохраняя ту же истину. Проходя через теософию, христианские основные истины являются облечённые в более научную, более доступную форму для современного ума.
    Новое, глубокое и тонкое толкование неожиданно пролило свет на многое, что ранее казалось непонятным, тёмным или нелепым, что надо было принимать только на веру. Небывалые высоты и глубины духа открылись многим голодным душам в этом духовном и мистическом толковании.
    Суть теософии представляет собой антитезу современного агностицизма. В то время как учёный мир вместе с профессором Гексли повторяет, что человек ничего не знает вне этой физической сферы, ибо он имеет чувства для наблюдения и ум для размышления, но не имеет никаких органов для восприятия вибраций сверхчувственных миров, для постижения духовного мира, если таковой есть, и становится в так называемое агностическое положение, - теософия провозглашает, что есть Гнозис, то есть знание Бога; человек может не только веровать в Бога, надеяться на Него и страстно стремиться к Нему, но он может познать Его и в этом познании найти жизнь вечную. С тех пор, когда человечество стремилось познать Бога, всегда существовало это определённое знание, этот Гнозис, и в Древней Греции, и в Сирии, и в Палестине, и в Египте, и в Персии, и в Индии, и в Китае. Как бы далеко вглубь веков мы ни заглядывали, везде мы его найдём под разными наименованиями. И теперь, в тот момент, когда учёный современный мир стал на агностическую точку зрения и когда на Западе воцарилось общее мнение, что человек не может познать Бога, что он не духовное существо, а лишь остроумная физическая машина, в которой какими-то непонятными путями развиваются психические свойства, явилась теософия, чтобы снова провозгласить Древнюю Мудрость.
    Человек, как Бессмертный Дух по тождеству своей природы может познать Бога: вот что утверждает теософия. Все религии основываются на этом незыблемом положении; все они говорят о том, что человек может прийти в соприкосновение с Богом, познать Отца своего Небесного. Теософия напоминает, что это познание не только по ту сторону смерти, но и по эту, ибо это познание есть жизнь вечная, оно вытекает из вечности того Бессмертного Духа, который и есть суть человека. Этим провозглашением старой истины теософия приходит на помощь христианству, а не становится в антагонизм с ним. Она лишь напоминает о драгоценном, ныне позабытом важном положении, которое провозглашали все Учителя человечества и которое особенно ярко выразил Иисус Христос.
    Сравнительная мифология установила, как известно, факт, что все религии исходят из одного источника. Изучая различные Святые Писания мира, встречаясь при археологических исследованиях с остатками других цивилизаций, терпеливо и тщательно складывая разбитые черепки, которые находят при раскопках Халдеи, изучая страницы Книги мёртвых, найденные при мумиях в египетских гробницах, изучая памятники в древних храмах Мексики, находим поразительное тождество религиозных учений, тождество символов и даже обрядов.
    Несомненно, что из этой истины учёные сделали неверный вывод, что все религии исходят из невежества и суеверия человека; таков, по их мнению, общий источник, таков ключ к объяснению их поразительного сходства.
    Теософия признаёт это сходство: действительно все религии вырастают из одного общего ствола, но только этот ствол – не суеверие и невежество, а Божественная Мудрость, Божественное Откровение.
    Во все времена человечество было руководимо Сверхчеловеком. Вот почему формы религиозных учений различны, а суть всегда одна и та же.
    Во всех религиозных учениях, в теософии, как и в христианстве, на первом плане стоит учение о единстве Божьем. Есть одна Верхняя Жизнь, из которой проистекают все жизни, один Дух, начало и конец всего: таков краеугольный камень теософии и христианства и всех религий мира (за проявленным Богом есть непроявленный, которому имени нет, которого назвать нельзя).
    Этот Единый, Верховный Дух Божества проявляет себя трояко, составляет Троицу, по христианской терминологии. Теософия исповедует ту же истину под другими наименованиями. Она приняла греческую терминологию, санкционированную четвёртым Евангелием и употребляемую в философии; греческое слово «Логос» переведено в Евангелии как «Слово» - «И Слово бе Бог».
    Вместо того, чтобы говорить о Боге Отце, Боге Сыне и Святом Духе, теософия говорит о трёх Логосах. Первый, корень бытия, проявляется как Воля; второй, Знание и Любовь, проявляется как Божественная Мудрость; третий, проявляющийся как творческая деятельность, есть творческий Дух, присущий всякой материи, всем формам.
    За учением о Троице идёт учение о множестве правящих духов, Ангелах и Архангелах в христианстве.
    Теософия признаёт эти иерархии существ, которые управляют законами природы и охраняют вселенную. Это Старшие Сыны Божьи (плод эволюции иных миров), которые руководят нашим более молодым миром по линиям, начертанным его Божественным Владыкой.
    В этом отношении римско-католическая и православная церкви стоят ближе к истине, чем протестантская, отвергшая существование этих высших, святых существ, наших помощников и хранителей во все времена жизни человечества.
    Теософия думает, что человеческий дух в сокровенной своей сути тождествен с духом Божьим. Но это учение и провозгласил Христос в своей последней молитве, когда Он говорил своим ученикам: «Да будут все едины во Мне, как Я в Отце». Он желал, чтобы между Его учениками было такое же единение, как между Ним и Его Отцом. Истинно христианское сердце, мечтающее о том, чтобы быть совершенным, «как совершенен Отец наш Небесный», стремится именно к такому единству. Это признание Божественности в человеке равносильно в теософии и в христианстве; оба с такой же надеждой смотрят на человека, с таким же убеждением в процессе его совершенствования.
    Эти учения совершенно тождественны в теософии и в христианстве, но есть учения, на первый взгляд, совершенно разные; если их разобрать глубже, то окажется и здесь единство по существу. Таково учение об Искуплении. Если остановиться на распространённом толковании его в смысле законного договора, как бы юридической замены Христом грешника, то, конечно, теософия не сходится с христианством.
    Но в самом христианстве существует гораздо более глубокое мистическое понимание этой великой духовной истины. Так, у многих отцов церкви это учение объясняется в смысле спасения человека от тёмных сил, от ига зла, в даровании ему пути спасения, пути света, добра и самоотречения.
    В прекрасной книге учёного, д-ра богословия М.Кемпбелла мы находим, например, следующее объяснение: «Искупление должно было человеку раскрыть Бога и божественные свойства человека, иными словами, путь к Богочеловечеству». У многих древних и современных богословов встречается та же мысль: посредством искупления человек приближается к Богу. Через Христа он постигает свою Божественность; Христос, как Богочеловек, образует мост, через который человек и Бог сливаются.
    Такое толкование совершенно совпадает с толкованием теософии. Искупление совершается не тем, что Христос заменяет человека и несёт наказание за его грехи, а тем, что Христос рождается в душе человека (как молится святой Павел) и вырастает до совершенного возраста Христа (человек сливается с Христом).
    Победив в себе всё звериное и совершив всё человеческое, человек вступает на первую ступень своей эволюции – ступень Сверхчеловека – и делается Божественным.
    Слово «Христос» имеет для теософа гораздо большее значение, чем просто имя Божественного Учителя, принесшего нам мир и всепрощение. Христос для теософа не только спаситель, пришедший извне, но и постоянное духовное, живое присутствие, посредством которого все люди со временем станут Божественными. С глубоким благоговением теософия преклоняется перед Божественным Учителем, основавшим христианскую церковь; она видит в Нём путь к тому великому процессу Богочеловечества, который человеку суждено со временем осуществить.
    Это та мистическая истина, которая скрыта за лучезарным явлением исторического Христа. Не только в возлюбленном Сыне Отца проявляется Христова жизнь в мире. В каждом человеке постепенно раскрывается эта жизнь, и вся земная жизнь Спасителя есть вместе с тем постоянно возобновляющаяся история человеческой души, идущей от мрака к свету, от смерти к бессмертию, от греха к праведности, от человека к Богу. Неужели такое толкование можно назвать антихристианским? Не есть ли оно, напротив, результат естественного роста человеческой мысли, человеческой нравственности, человеческой духовности?
    Перейдём к учению о молитве. В публике часто слышен вопрос: молятся ли теософы? Признают ли они молитву? Без сомнения признают, но здесь сказывается стремление теософа к анализу. По мере того как теософ растёт, он всё боле и более избегает тех форм молитвы, которые не что иное, как моление о земных благах, зато он всё чаще и чаще обращается к тому высшему типу молитвы, которая или блаженное созерцание божественной красоты и совершенства, или молитвенное размышление, стремление к познанию Бога.
    Теософия не отрицает, что молитвою можно достигнуть и разных благ, только она учит, что на такие молитвы отзывается не Господь, а Его помощники-ангелы. Теософия считает высшим и более благородным то настроение, которое выражается в беззаветном доверии к Тому Всеведущему и Премудрому Существу, которое лучше нас самих знает, что нам нужно; при таком настроении человек стремится к духовному общению и не тратит этих драгоценных мгновений на моления о материальных благах.
    Дитя, которое действительно доверяет отцу, не пристаёт к нему с постоянными просьбами о себе и не указывает своих нужд: оно просто верит, любит и ждёт.
    Часто то, что кажется злом, есть скрытое благо для нас, а то, о чём мы в своей слепоте просим, может быть в сущности, зло для нас. Оттого лучше не просить ни о чём, а жить со спокойным сердцем и смиренно принимать горе и радость. По мере того как душа и понимание растут, молитва одухотворяется, превращается из молитвы о себе в страстное стремление к очищению и благоговейное преклонение перед волей Божьей. Молитва есть определённая оккультная сила, а теософия учит никакие свои силы не употреблять ни на что иное, кроме служения Богу.
    Есть намёк на эту духовную истину в истории - Искушение Христа Дьяволом. Христос силой своей воли мог превратить камни в хлеб, но Он счёл высшим проявлением Своей сыновней веры смиренно ждать посланника с неба, который принёс бы Ему пищу.
    Далее христиане спрашивают, признаёт ли теософия Христа Божественным Учителем? Не уменьшает ли она Его значение? Считает ли теософия христианство единым откровением?
    Теософия говорит, что во всех религиях мира второе лицо Троицы воплощается и раскрывается людям как Богочеловек, в образе человека. Это не исключительная особенность христианства, так как встречается во всех религиозных учениях. Везде это второе лицо, второй Логос, вызывает благоговейное поклонение, хотя носит иные названия.
    Христа как человека теософия признаёт Великим Духовным Учителем, основателем христианства, к которому христианская душа должна обращаться за помощью и утешением. Но теософия признаёт также, что есть другие Учителя, основавшие другие учения и занимающие по отношению к тем миллионам душ, которые поклоняются Им, то же положение, что и Христос занимает по отношению к христианской церкви. Христианин, сделавшись теософом, не теряет Христа; он также страстно и благоговейно к нему обращает свой взор, как и до своего знания теософии, но он признаёт, что другие люди находят в других религиях такую же помощь и то же руководство в других Божественных Учителях. Он не оскорбляет их веры, отрицая их Пророков; он признаёт Их, хотя ему ближе, может быть, его Учитель – Христос.
    Для каждой человеческой души её Учитель действительно единственный Учитель, и каждый человек имеет право дорожить больше всего своим. Однако теософия учит не считать свою религию единственным откровением Божьим, а радоваться тому, что Господь себя проявил столь разнообразно и через многих своих Пророков и многими путями.
    Следовательно, теософия не может считать христианство единственным откровением и единственным путём к Богу. Напротив, теософия утверждает: Бог Един, но что все люди – братья и всем равно открыт путь к Отцу. Везде, где сердце жаждет и ищет Бога, оно находит этот путь и приходит к Нему. Признавая основное единство религий, теософия рассматривает их все с тем же благоговением, которое христианин требует обыкновенно для своей веры.
    Перейдём к учению о перевоплощении, однако прежде вспомним, что оно встречается постоянно во всех еврейских писаниях; особенно ярко это учение проявляется в Каббале. Нельзя не признать тесной связи еврейства с христианством, и это наводит на значительные размышления.
    Вспомним также, что многие отцы церкви исповедовали учение о перевоплощении и что в настоящее время многие представители духовенства открыто примыкают к учению об эволюции. Но что такое эволюция? Что подлежит развитию? Неужто только форма, тело? Неужто можно серьёзно держаться такой глубоко материалистической точки зрения? Вышло бы так, что от совершенства тела зависит наиболее совершенная душа, чего мы (теософы) совсем не видим.
    Говорят, что отцы передают усовершенствованное тело детям, вспомним однако, что дети главным образом рождаются от молодых, а не старых родителей, так что, если родители и развили в себе какие-нибудь новые важные качества, то это случается как раз в то время уже, когда они не могут их передать детям. Кроме того, наука вообще отрицает, чтобы что-либо приобретённое могло передаться по наследству детям.
    Что же такое развивается, если признать закон эволюции? Неужто кто-нибудь серьёзно думает, что тело совершенствуется и что затем Бог создаёт более совершенные души, которые бы подходили к утончённым формам? Очевидно, что такое положение невозможно: учение об эволюции форм требует себе в дополнение древнее учение об эволюции духа. Этот процесс идёт параллельно.
    По мере того как раскрывается всё полнее содержание бессмертного духа, физическая форма улучшается и утончается; красота божьего плана постепенно развёртывается в научную картину, на которой ум может отдохнуть с полным удовлетворением.
    Стараясь опровергнуть учение о перевоплощении, один лондонский епископ употребил старинный аргумент. Обращаясь к аудитории людей воспитанных и образованных, он сказал иронически, что если перевоплощение – истина, то все его слушатели были века назад преступниками и дикарями. Это совершенно верно. Но разве не было бы гораздо ужаснее и несправедливее, если бы образованные и культурные люди оказывались в своём привилегированном положении без всякой заслуги со своей стороны в развратной и тёмной среде? Удивительно, что люди никогда не жалуются на Божью несправедливость, когда получают больше счастья, чем, по-видимому, заслуживали. Но ведь это также несправедливо, как и получать гораздо меньше, чем заслуживаешь. У кого хватит духа пойти к несчастным обитателям трущоб и сказать им: «Вас Бог так создал и поместил здесь, а меня Бог создал иным и дал родиться в другой среде. Такова воля Божья».
    Неудивительно, что при таком толковании воли Божьей, которая сводится к какому-то неисповедимому чудовищному капризу, так много людей отходит от церкви в атеизм.
    Законы мира – это выражение воли Божьей, а Бог есть Любовь; законы не могут не быть выражением гармонии и любви.
    Таков закон о перевоплощении, проливающий яркий свет на те явления общественной и личной жизни, которые иначе кажутся нелепыми и жестоко несправедливыми.
    Сказать обитателям трущоб: «Вы так созданы. А я – так…», - это ничего не сказать им и вызвать в них только горечь и ожесточение. Но можно им сказать иначе: «Братья! Я, которая кажусь такой культурной и образованной, я была в прошлом тем же, что и вы; я такой же была, но с тех низин я давно стала подниматься по горной тропе, ведущей к свету, и вы, братья, также подниметесь; вы не хуже того, чем я была, я не лучше того, чем вы будете. Больше: перед нами поднимаются высоты, на которые я, вы и я - мы когда-нибудь поднимемся, ибо вы божественны. Божий Дух в вас и во мне, и, следуя закону божественного развития, вы вырастете со временем в героев и святых. Не падайте же духом, братья! Трудитесь, боритесь, стремитесь скорей подняться… и вы подниметесь!». Такие слова дойдут до сердца несчастного и пробудят в нём искру Божью, воскресят в нём облик человека.
    Если всё это так, то можно ли сказать, что теософия – антихристианская проповедь? Не несёт ли, напротив, теософия помощь и подкрепление пошатнувшейся христианской церкви? Церковь подтачивается, с одной стороны,, археологическими раскопками и научными изысканиями, доказывающими, что она не едина и что её тексты и толкования не безгрешны; с другой стороны, научные открытия разрушают как будто её основные положения. И вот церковь боится науки, бежит от библейского «критицизма», закрывает глаза на новые открытия, объявляет войну духу анализа, и рознь между церковью и наукой всё растёт и растёт, и ежечасно всё больше и больше уходят из недр церкви и присоединяются к её врагам. Но всё это одно недоразумение. Христианская церковь не должна бояться критики или научных открытий, ибо они пошатнуть её истинных основ не могут. Это станет всем ясно, когда наука будет более осведомлена и её знание будет полнее и глубже. Эта рознь есть лишь кажущаяся рознь, временная и переходная стадия. Христианская церковь не должна бояться открытий и изысканий, ибо она зиждется не на каких-нибудь древних документах и рукописях, не на авторитете или санкции соборов и не на традициях или преданиях. Она зиждется на Живом Христе, на развивающемся, раскрывающемся духовном общении человеческой души с Богом, на том великом пути к Богочеловечеству, который указал нам Иисус Христос. Теософия утверждает, что современный христианин может познать Христа и говорить с ним лицом к лицу, как знали его ученики в те дни, когда Он странствовал с ними по Галилее. Лишь недостаток веры и увлечение земными благами и заботами мешают христианину. Задача теософии в том, чтобы напомнить миру, что человек не только гражданин своего отечества, но и гражданин вселенной, ему дано познать невидимые миры, как и видимые.
    Для этого есть определённые методы, или, лучше сказать, целая наука о душе. Очищенная и просветлённая душа может научиться ещё при жизни сбрасывать с себя одеяние плоти и познать тайны иных миров; она может найти Учителя и у ног его склониться и учиться. В религии есть не только вера, но и знание, Гнозис. Воистину человек может познать Бога.
    Если теософия может вернуть это знание христианству, то можно ли назвать её антихристианской проповедью? Теософия не приносит чего-либо нового христианству, но она воскрешает забытые старые истины, стирает пыль веков с его сокровищ и показывает в новом сиянии его великую красоту. Она как бы ставит его на ту непоколебимую скалу, где не могут его настигнуть никакие бури в мире и с высоты которой не страшны больше ни критика, ни исследования, ни анализ учёных, ни временное непонимание людей.
    Категория: Анни Безант. Произведения | Просмотров: 1216 | Добавил: Lidiya | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт

    Поиск

    Анастасия Новых
     Знак АллатРа

    Статьи по книгам Анастасии Новых

    Аудио книги Анастасии Новых

    Видео по книгам Анастасии Новых

    Скачать книги, читать онлайн

    Духовные практики и медитации

    Новости культуры


    Новинки
    статьи
    Гуманная педагогика

    статьи
    О жизни и смерти Григория Распутина

    статьи
    Техника на перемещение своего центра тяжести

    статьи
    Имхотеп

    статьи
    Авторские стихи

    статьи
    Видео АллатРа

    статьи
    Орден тамплиеров

    статьи
    Богиня Лада

    Исконная
    Исконная Физика АллатРа (по статьям онлайн)

    Духовные
    Духовные практики, медитации

    Последние видео
    статьи
    От атеиста к святости

    Видео по книгам Анастасии Новых

    Познавательные фильмы


    Качество сайта

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Дружковская культурно-просветительная организация "Живая Этика"© 2020