. Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии. - Эзотерические - Каталог статей - Вестник Света
Понедельник, 28.09.2020, 22:02
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Вестники
МАХАТМЫ

Рерихи

Блаватская

Уильям Джадж

Анни Безант

Мельхиседек

Кора Антарова

Анастасия Новых

Джед МакКенна

Роман Злотников

Андрей Сидерский


Категории раздела
Презентации [4]
Эзотерические [10]
Уильям Джадж. Статьи. Письма [12]
Статьи Уильяма Джаджа, которые все могут добавлять
Н.К.Рерих. Статьи [2]
Статьи по книгам Анастасии Новых [16]
Статьи по книгам Анастасии Новых "Сэнсэй", "АллатРа", "Эзоосмос" и др.
Татьяна Большакова [23]
Автор стихотворных произведений от Души к Душе.
Ирина Чери [186]
Ирина Чери - автор стихов духовного направления. От Души к Душе.
Мария Сметанина [52]
автор личных стихов от Души
Владимир Хмелевский [2]
Автор стихотворений от Души
Сильвия Коленберг-Кун [13]
Евгений Сытник [3]
Татьяна Иванова [83]

Друзья сайта
  • Вести АллатРа
  • Группа аналитиков
  • Вежа.Вики
  • Добро.АллатРа
  • Аллатра-книга
  • Сокровенник
  • Сайт А.Новых
  • Поиск по книгам Новых
  • Новое мировозрение
  • В единстве
  • Старшеклассник

  • Главная » Статьи » Эзотерические

    Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии.
    Браман Чаттерджи 

    О строении человека

    Никто не станет отрицать различия между телом человека и его умом. Это не значит, что необходимо рассматривать ум, как нечто различное от тела по существу. Материалист этого различия не признаёт; но даже и материалист должен отдать себе отчёт в том факте, что в области мысли действует специальный вид энергии, отличный от того вида, который признаётся энергией физической.
    И так, в человеческом организме различается тело и мысль, или тело и душа.
    Мы замечаем, что тело подвержено постоянным изменениям; в течение семи лет приблизительно, оно возобновляется вполне, до последней частицы. А между тем, не сохраняет ли оно свою тождественность? Под изменяющимся покровом тела есть, следовательно, нечто относительно неизменное, остаётся свидетель всех происшедших перемен.
    Если бы это было не так, мы не знали бы об изменениях нашего тела. Если бы наш ум возобновлялся как тело, и притом с тою же быстротой, он не мог бы сознавать этих перемен. Чтобы проследить движение, наблюдатель должен оставаться в покое, по крайней мере, двигаться с иною быстротой. Этот закон относительности управляет всем, что мы знаем: всё понимается с помощью контрастов. Один уже тот факт, что мы сознаём перемены нашего тела, заставляет признать, что помимо тела есть некто, кто заносит в списки все эти изменения.
    Но кроме этих физических изменений, есть ещё и другие, более тонкие, которые происходят безостановочно, и о которых мы обычно вовсе не думаем. Так, восприятие внешнего объекта происходит вследствие непрерывного ряда быстрых изменений, иначе вибраций, действующих на существо воспринимающего. Эти изменения систематически связываются между собою тем. Что мы называем нашим сознанием. Без этой непрерывности познавательной способности восприятие было бы невозможно. Все воспринятые факты связаны между собой и сохраняются памятью. Где же находится эта память? Можем ли мы признать её в границах одного физического мозга? Если да, то отчего происходит, что давно забытые вещи снова вспоминаются так отчётливо? Отчего в гипнотическом состоянии всплывают на поверхность факты, забытые с самого детства? Известны случаи, когда человек вспоминает язык, который он слышал один только раз в молодости. Все эти наблюдения указывают на то, что по ту сторону физического тела есть некто, запоминающий наши физические наблюдения; этому элементу, заносящему в памятные списки всё нами воспринятое, мы дадим временное название «ментального» ( это слово обнимает собою как рассудок, интеллект, так и чистый разум, интуицию, Манас низший, Манас высший).
    Чтобы иметь абсолютное доказательство явления, нужно его знать самому. Чтобы знать, что вы существуете независимо от вашего физического тела, необходимо отделяться от него. Иными словами, нужно проверить эти трансцендентные факты так же, как физик проверяет физические феномены, когда хочет установить закон, ими управляющий.
    И так, мы прежде всего будем отличать физическое тело от «ментального»; различие между ними не по существу, но оно тем не менее – очевидно, по крайней мере на столько же, на сколько очевидна разница между твёрдым и жидким состоянием материи.
    Если мы остановимся на минуту и начнём исследовать свойства «ментального» в человеке, мы найдём, что и оно также подвергается изменениям и не остаётся неподвижным. Эмоции приходят и уходят, состояния души волнующиеся и изменчивые, заменяются одни другими; из года в год умственная жизнь развивается или затемняется; интуитивные способности изменяются, и даже совесть становится более определённой по мере развития человека.
    Таким образом все «ментальные» элементы изменяются; и так как эти изменения нами сознаются, необходимо допустить, что позади их есть нечто более прочное. И это «нечто» действительно существует; это – элемент духовный, характерными признаками которого являются: способность к самопожертвованию, любовь, самоотречение и все свойства души, которые отличают человека существенно от животного. Именно эти чувства дают нам ощущения величайшего блаженства, и человек не редко признаёт именно этот фактор своей душевной жизни за свою истинную суть, за своё «я». Этот фактор отличается от «ментального», подверженного постоянным изменениям, в такой же степени, как газ отличается от твёрдого или жидкого вещества.
    Если мы начнём анализировать духовную природу человека, мы найдём, что и она в свою очередь изменяется. Духовность может расти; кто упражняется в самоотречении и любви, может развить в себе эти свойства до высокой степени ощущения Блаженства. Отметим, что и эти перемены мы способны подмечать, следовательно, духовная природа не есть ещё истинное Я (ЭГО) человека. Позади нашей духовной природы есть некто, познающий изменения даже в высшей области нашего существа. Этот «некто» и есть Я (ЭГО) человека, единственный свидетель, который заносит в списки все различные состояния духа, мысли и тела.
    Таким образом, тело, мысль, духовный элемент и, наконец, Эго (Eqo), свидетель всего, что изменяется, таковы четыре фактора, которые мы отличаем путём непосредственного анализа человеческой природы. Eqo есть единый субъект, относительно которого все остальные элементы человеческого существа не более как объекты.
    Глядя внутрь себя, вы более или менее ясно почувствуете деятельность этих различных факторов. Искренний ученик, одарённый необходимой для того готовностью, может, путём терпения, внимания и воли достигнуть возможности проверить всё сказанное на деле. Он будет в состоянии отделять один от другого эти различные факторы, и, сознавая свою истинную суть, постепенно вводит своё сознание в область возвышенных начал, из которых состоит его существо.
    Этот процесс постепенного отделения своего высшего Я вызывает то состояние, которое носит название «экстаза». Возможно покинуть на некоторое время своё тело, чтобы собрать опыт и ведение в сверхчувственных областях Природы.
    Только тот, кто способен достигнуть такого состояния, может проверить собственным опытом реальность сказанного. К сожалению такая проверка доступна только очень немногим, потому что мало людей, обладающих необходимыми для этого способностями. И ещё менее таких, у которых достанет терпения, чтобы развить эти способности до конца.
    Ничто не звучит так странно для восточного философа как мысль, что у человека совсем нет бессмертной души. Никто не удивляется, когда слышит отрицание a priori бессмертия души со стороны людей, которые не посвятили изучению психологических вопросов и тысячной доли времени и энергии, отдаваемых ими на вершение своих обыденных дел! Прежде чем отрицать бессмертную душу, следовало бы посвятить исканию её хотя бы десятую часть той энергии, которая растрачивается повсюду…
    Материя нашего тела иная, чем материя неподвижных тел, поэтому её называют «органической» материей (хотя можно с уверенностью предвидеть то время, когда химия признает в каждой материи организацию, в различных только степенях). В теле нашем, так называемая неорганическая материя состоит под влиянием и под управлением фактора, который мы называем «жизненным началом», и который материю эту превращает в организм, в органическую материю.
    Таким образом в нашем физическом теле обозначились два начала: грубая материя и жизненная сила. Эту жизненную силу мы назовём началом эфирным. – Исследуя физические тела, мы находим в них вещество более тонкое, чем газ, это вещество – эфир. В материи «неорганической» эфир недостаточно выразился для того, чтобы жизненные силы, для которых он служит основой, проявили свою деятельность. Эфир есть и в неорганической материи, им проникнута всякая материя: твёрдая, жидкая и газообразная, но жизненное начало находится там в скрытом состоянии (latent).
    Но как только жизненное начало освобождается от преобладания низших элементов материи, оно их тот час же группирует и организует: тогда настанет время для проявления царства растительного.
    Именно это «жизненное начало» и есть организующий фактор нашего физического тела. Определённая эфирная материя, служащая ему основой или проводником называется «эфирным телом». Серьёзное изучение законов магнетизма проливает яркий свет на тесное отношение между эфирной материей и жизненным началом. Когда наука подвинется вперёд. Она узнает, что магнетизм не что иное, как проявление жизненного начала, которое действительно передаётся от одного существа к другому.
    Оба фактора, образующие наше тело, названы по санскритски: «Sthula Bhuta» - грубое тело и «Prana» - жизненное начало. Оба они хоть и разделимы, но составляют физическое, а не сверхфизическое начало нашей природы, и сфера их деятельности ограничивается одним физическим планом вселенной.
    Душевная область, употребляя это слово в самом широком смысле, может, в свою очередь, быть разделена на три вида, все три способны отделяться друг от друга.
    Прежде всего мы знаем, что в каждом из нас имеются страсти, эмоции, чувствования. Эти явления представляют собой видоизменения душевной жизни, начиная с ощущения животного до самых сложных волнений и чувствований развитого человека. Эту сторону нашей душевной природы можно назвать «чувствующей»; по санскритски она называется «Kama» - желание, материя же, служащая основой или проводником для названных явлений (ощущение чувства, страсти, волнения), материя более тонкая, чем эфир, получила на Западе название «астральной» вследствие её свойства светиться в темноте. И действительно, в глазах ясновидящего, способного её различать, в этом свечении состоит её отличие от физической материи.
    Далее, если мы понаблюдаем , мы различим в нашей душевной области элемент, который рассуждает, соображает, делает выводы. Мы называем его интеллектом; он соответствует низшему виду начала, называемому по санскритски «Manas»; будем называть его «низший Манас».
    За ним стоит другой, который не оспаривает и не рассуждает, а только утверждает: я знаю, что это – правда, то – неправда; не знаю, почему, но внутренне убеждён, что это – так. Это начало – чистый разум. Оно-то и образует индивидуальность человека и может быть названо также совестью или «высший Манас».
    Таким образом в душевной области мы различаем три подразделения:
    1) Природу страстей и эмоций или чувствований, «Кама».
    2) Природу рассудочную или интеллект, «низший Манас».
    3) Начало утверждающее – бессмертную суть души или совесть «высший Манас»
    Этими тремя началами человеческая психика не исчерпывается, но наиболее высоких сторон духовной природы человека мы не будем касаться, они не доступны нашему пониманию. Человеческому «Эго» присущи три вида, соответствующие трём аспектам проявленной Первопричины, которые не могут быть различаемы в настоящем состоянии человечества: только совершенный человек может знать их, поэтому обозначим эту тройственность одним родовым именем «Atma», принимая её за единство. Все откровенные религии, все великие Учителя человечества утверждают Троичность проявленного Бога.
    И так, мы нашли в человеке семь деятельных начал:
    1) Три высшие начала, рассматриваемые нами как единое – истинный субъект в человеке, единственный свидетель всех переживаемых человеком изменений. В современных комментариях его называют словом «Atma»; но в древнейших священных индусских книгах встречается название «Mahatma» (великая душа). «Аtma» означает то, что соприкасается со всем, всё в себе содержит.
    2) Духовный элемент – « Buddhi «, что означает Мудрость.
    3) Бессмертная душа, интуиция – «Manas высший».
    4) Интеллект – «Manas низший».
    5) Чувствование – «Kama», что означает желание.
    6) Жизненное начало «Prana», что означает жизнедеятельность.
    7) Физическая материя: твёрдая, жидкая и газообразная – «Sthula Bhuta», что означает грубое превращение.
    В сущности, не важно знать эти санскритские названия. Важно различать эти идеи внутри себя; они – факты природы. Так:
    1) Элемент грубо физический в нас – соответствует окружающей нас материи: твёрдой, жидкой и газообразной. Наше эфирное начало соответствует эфиру вселенной (*Джива, организующей материю, в человеке соответствует жизненное начало Прана). Оба эти элемента образуют физический план вселенной.
    2) Элемент или субстанция наших чувствований соответствует той же субстанции во вселенной и образует план астральный.
    3) Наш умственный элемент и наша душа соответствует принципу мысли и души вселенной; оба вместе образуют ментальный план космоса.
    4)и 5) –Элементы духовные человеческого Эго соответствуют духовному плану Буддхи и плану Нирваны.
    То, что мы называем планами вселенной, равно как и факторы, действующие в человеке, не следует представлять себе один над другим, но – взаимно проникающими. (* Сноска – название «Планы вселенной» следует понимать как различные виды всемирной материи, которые служат основой для разнообразных проявлений Единой Энергии (Единой Силы). Следующее сравнение поможет выяснить понятие. Электрический ток, который мы знаем не по существу, а по его действию, производит самые разнообразные явления, смотря в какой среде он действует. Проходя через тонкую проволоку, он проявится как свет или тепло; проходя через окисленный раствор, он действует как химическая сила и разлагает воду; проходя вокруг железного прута, он его намагничивает. Также и Единая Сила, неуловимая для нас, как и электрический ток, действуя на физическом плане, производит физические явления: веса, света, электричества, органической жизни и т.д.; действуя на астральном плане, производит явления психические: ощущения, чувства и т.д.; на ментальном плане – явления умственные, на плане Буддхи – духовные (как любовь, блаженство); на плане Нирвана Единая Сила выражается состоянием» чистой Сущности, единения со всем сущим. Момент эволюции, к которому принадлежим мы, не даёт нам проникнуть далее, то есть план Нирваны, это граница, которая существует внутри нас, а не во вселенной. Но и Нирвана – говорится о людях обыкновенных –для нашего восприятия то же, что солнце для слепого).
    Возвратимся к планам вселенной. Как жидкость может проникать твёрдое тело, газ – жидкость и эфир проникает всякую материю, и область его распространяется далеко за пределы земной атмосферы. Астральное начало, в свою очередь, проникает эфир и всё, что ниже такового (по качеству тонкости, а не по положению) и т.д. Все эти начала проникают одно другое, из чего следует, что человек живёт одновременно во всех различных сферах или «планах» вселенной, которые соответствуют его различным началам. Выше мы перечислили семь элементов, из которых состоит человек, они существуют реальным образом на пяти планах вселенной.
    Некоторые философы дали человеку название «микрокосма» или вселенной в малом виде. Это название вполне соответствует истине, так как человек содержит в себе физическую материю минерального царства, жизненную силу растительного, способность чувствовать и желать – животного. Простой интеллект, соответствующий высшим животным, в данное время вымершим (звено, отсутствующее в настоящее время (высший Манас), между царством животным и человеком), и душу, (высший Манас), которая одна образует настоящего человека и всегда находится на ментальном плане. Кроме того, духовный элемент в человеке соответствует области Ангелов, Посвящённых и, наконец, Эго, Единое, соответствует Началу Совершенному во вселенной, Богу.
    Таким образом человек представляет собою синтез вселенной.
    Вот почему изучение человека открывает путь к изучению космоса. Когда мы узнаем природу человека в его различных видах и различных фазах существования, мы узнаем также сферы вселенной, которым соответствуют все эти виды человеческой природы.
    Когда мы подойдём к наивысшим началам человеческой природы и откроем оба высших вида Эго, мы узнаем о существовании двух новых планов вселенной, на которые достаточно пока только указать, так как эти высоты недоступны современному состоянию человеческой мысли.
    Тогда мы узнаем, что вселенная действительно делится на семь сфер. Божественные Сущности, которые стоят во главе этих семи сфер, суть те семь Ангелов, окружающие престол Божий, о которых говорит Апокалипсис (в Библии). (* Сноска – Во всех откровенных религиях упоминаются под различными названиями семь Высших Сущностей. Индусская религия признаёт их также во главе каждой из семи сфер вселенной. Две высшие Сущности на двух непроявленных «планах» не называются, обе скрыты, так как процесс мировой эволюции происходит пока только в пяти сферах. Третья Сущность, во главе третьего плана (Атма) носит название Индра; на этом плане элементом является Акаша, мировой эфир; эфир, признаваемый наукой – его физический представитель. Четвёртая, Vaun – во главе плана Буддхи (элемент – воздух). Пятая Агни – во главе ментального плана (элемент – огонь). Шестая, Varuna – во главе астрального плана (элемент – вода). Седьмая , Kshiti (одно из названий)- во главе физического плана (элемент – земля).
    Категория: Эзотерические | Добавил: Lidiya (12.09.2013)
    Просмотров: 2204 | Комментарии: 1 | Теги: читать, строение, человека, статья, Чаттерджи, онлайн, Браман | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт

    Поиск

    Анастасия Новых
     Знак АллатРа

    Статьи по книгам Анастасии Новых

    Аудио книги Анастасии Новых

    Видео по книгам Анастасии Новых

    Скачать книги, читать онлайн

    Духовные практики и медитации

    Новости культуры


    Новинки
    статьи
    Гуманная педагогика

    статьи
    О жизни и смерти Григория Распутина

    статьи
    Техника на перемещение своего центра тяжести

    статьи
    Имхотеп

    статьи
    Авторские стихи

    статьи
    Видео АллатРа

    статьи
    Орден тамплиеров

    статьи
    Богиня Лада

    Исконная
    Исконная Физика АллатРа (по статьям онлайн)

    Духовные
    Духовные практики, медитации

    Последние видео
    статьи
    От атеиста к святости

    Видео по книгам Анастасии Новых

    Познавательные фильмы


    Качество сайта

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Дружковская культурно-просветительная организация "Живая Этика"© 2020